Великий французский естествоиспытатель, член Парижской академии наук (1783). По его предложению в 1793 г. Королевский ботанический сад в Париже был реорганизован в Музей естественной истории, где Л. стал профессором по кафедре зоологии насекомых, червей и микроскопических животных, которой руководил в течение 24 лет.
Cоздатель первой целостной эволюционной теории (ламаркизм), одновременно с Г. Тревиранусом (см.) ввел термин “биология” (Lamarck, 1802). Появление жизни на Земле видел в самозарождении простейших органических форм из неживой материи. Более сложные формы живого произошли в результате длительного прогрессивного развития.
Приспособление к внешним условиям – основная причина изменяемости живых существ. Растения и низшие животные изменяются непосредственно под влиянием внешних условий, тогда как у более высоко организованных животных развитие формы определяет функция. Эти представления отражены в двух знаменитых законах Л.:
“Первый закон. Во всяком животном, не достигшем предела своего развития, более частое и неослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение.
Второй закон. Все, что природа заставила особей приобрести или утратить под влиянием обстоятельств, в которых с давних пор пребывала их порода, и, следовательно, под влиянием преобладающего употребления известного органа или под влиянием постоянного неупотребления известной части, все это она сохраняет путем размножения в новых особях, происходящих от прежних, если только приобретенные изменения общи обоим полам или тем особям, от которых произошли новые” (Lamarck, 1809; цит. по: Ламарк, 1935, с. 186-187).
Относительная простота эволюционной концепции Л. в сравнении с таковой Ч. Дарвина привела к известной переоценке значимости экологических факторов в географическом распространении организмов. Эта тенденция особенно ярко выразилась у части советских исследователей во времена господства “советского творческого дарвинизма” (1930-е – начало 1960 гг.).